Самые популярные

5-я Уральская индустриальная биеннале: итоги работы и впечатления гостей

Обложка: fifth.uralbiennale.ru

1 декабря завершает работу 5-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Масштабный проект посетили 115 тысяч человек. Мы спросили гостей и медиатора о впечатлениях от выставки – удалось ли раскрыть тему бессмертия, понравилась ли площадка, и какая экспозиция показалась наиболее зрелищной.    

Алиса Прудникова, комиссар Уральской индустриальной биеннале, на пресс-конференции в ТАСС:

– 5-ю уральскую биеннале посетило 115 тысяч человек, из которых более 50 тысяч посетило завод. Конечно, эта цифра гораздо больше, чем в прошлом году, но наша посещаемость складывается из всех наших проектов. Хочется подчеркнуть, что 23 художника основного проекта из 76-ти – российские. Это важный показатель того, что наше искусство всё более и более интегрируется в глобальный контекст.

Мария Малыщук, арт-куратор и основатель фонда MALYSHCHUK foundation:

О пространстве

– Насколько я знаю, оргкомитету непросто дался выбор площадки для биеннале. Специалисты переживали, как решить вопрос с проходимостью. Но в итоге, как это обычно бывает в искусстве, все получилось наилучшим образом. Интересно, когда табуированную тему смерти обсуждают на засекреченном заводе.

Самая запоминающаяся работа

– Я выделила для себя работу художницы Арайи Расджармренсук, которая читает лекцию про смерть трупам (видео «Класс», 2005). Но проблема в том, что они ничего не могут ей рассказать, а она ничему их не может научить. Понимание смерти непостижимо живыми.  Меня эта работа шокировала и поразила. Такое ощущение, что ей можно было начать и закончить биеннале.  

Фото: first.uralbiennale.ru

Тема бессмертия

– Для раскрытия темы мне не хватило работ Дэмьена Херста, который свое творчество посвятил теме смерти. Мне кажется, здесь это было бы уместно.

– Я хотела получить ответ на вопрос – «Можем ли мы преодолеть смерть?». Куратор подобрала разные высказывания и мысли, которые художники продемонстрировали в работах. К какому выводу я пришла? Мы оставляем после своей жизни информацию. И если информация о нас продолжает жить, то мы приобретаем бессмертие. Благодаря новым цифровым технологиям практически каждый может стать бессмертным. Главное – сейчас задуматься, что для этого нужно сделать. Таким образом, куратор предлагает не ограничиваться пониманием смерти только физического тела.

– Не всегда задача выставки – точно ответить на все вопросы. Если выставка подтолкнула зрителя к тому, чтобы задуматься, это уже успех и удача.

Элеонора Дяченко, специалист по связям с общественностью:

– Больше всего мне запомнилась экспозиция с конфетами, которая символизировала вечность и бесконечность. Еще понравилась комната с часами и бабочками. Площадка на заводе – отличная идея. Сразу же погружаешься в другую атмосферу. Тем более, место закрытое: пока до него добираешься, у тебя уже легкое волнение и интрига. Заметила, что после перенасыщения всеми работами даже то, что не являлось объектом искусства, воспринималось иначе. 

Елена Моденова, руководить студии дизайна интерьеров MDDESIGN:

– Площадка завода – это уже классика, отличное и атмосферное место. Это своего рода путешествие в период, когда в США во времена кризиса все художники были вынуждены скитаться и искать себе приют. Они находили его в закрытых и уже заброшенных корпусах заводов, которые впоследствии становились модным арт-пространством. Экспозиция на тему времени запомнилась больше всего. Это, скорее всего, самое  важное, что есть у человека, и то чего категорически мало.

Валерия Строкина, медиатор биеннале:

О пространстве

– Многих впечатляет возможность прочувствовать атмосферу завода, незнакомую, но узнаваемую «цеховую романтику». Но есть в этом и обратная сторона. Эстетически монументальное и тяжелое заводское пространство подавляет. Оно не способствует усилению визуальной выразительности, привлекательности и значимости, а скорее наоборот. Чем больше находишься в пространстве основного проекта, тем больше хочется минимизировать и «вычистить» интерьер.

Об экспозиции

– Так вышло, что мне больше по душе пришлась экспозиция в «Колизее». Конечно, вторая площадка кажется более скромной и менее зрелищной. Это так, пока вы не обратитесь к раскрытию повествования каждой работы. К тем историям, которые воплощены в каждой: начиная от песчинок и стульев, заканчивая неожиданным воплощением идеи русского космизма.

Тема бессмертия

– Периодически слышала, что как такового «бессмертия» биеннале не хватает. Не могу с этим согласиться. Шаоюй Вэн как куратор, на мой взгляд, сделала тему многогранной, проблематичной. Это и отношение к технологиям, которые обещают нам бессмертие, а также критика такого подхода, обращение к природным обоснованиям нашей смертности и проблема попыток подавления этой природы. Раскрытие темы смерти и бессмертия через представления разных культур, их историческую и культурную память. Для меня это и есть раскрытие, иногда неожиданное, а иногда парадоксальное.