Частное и семейное образование: почему детей уводят из обычных школ

Как говорится, перейдем от теории к практике. Выясняем, почему родители решаются на альтернативные форматы образования и как в реальности обстоят дела с обучением их детей.

ЧАСТНАЯ ШКОЛА

Полина @nikmoms.
Блогер, мама второклассника


Главная причина выбора частной школы – индивидуальный подход к ребенку. Это не общая фразочка, а реально совершенно иное отношение учителя к ученикам.

В нашем классе 8 человек. И учитель знает характер, предпочтения, сильные и слабые стороны каждого ребенка. Мой сын очень творческий, и его не заставляют решать задачу именно тем способом, который показал учитель. Его хвалят за неординарные решения и мысли.

В частных школах есть интересные предметы. У нас, например, в основной программе есть урок «Эмоциональный интеллект», где детей учат осознавать свои эмоции и уметь управлять ими, учат понимать других, осознавать ответственность за свои решения.

В школе всегда есть психолог, к которому ребенок может обратиться в любой момент, даже если просто устал и ему нужна перезагрузка.

У нас нет портфеля, домашних тетрадей. Все в школе. После уроков у них идет самоподготовка, где дети делают домашку. Дома ребенок отдыхает.

После самоподготовки, прогулки и вкусного обеда начинается блок творчества. Ребенок выбирает кружки из большого разнообразия и заниматься всем, чем нравится. У нас керамика, столярка, робототехника, ИЗО. Все это в рамках одной школы. А вечером сын возвращается домой на трансфере с сопровождающей.

Да, стоимость такого обучения не маленькая, но я готова платить за счастье своего ребенка. За то, что в школу он идет с удовольствием, а не как на каторгу. За то, что он растет совершенно в другой среде, которая дает ему больше возможностей, идей и свободы выбора.


Мария Дановская
директор частной «Школы 360»


У каждой частной школы свое идеологическое направление. Есть школы с языковым уклоном, с уклоном в спорт, с упором на результат или на психологический комфорт.

Преимущество нашей школы – комплексный подход к развитию ребенка. У нас, например, в одном месте и основное обучение, и допобразование, и сопровождение психологами и логопедами, и спорт, и массовые мероприятия для семей и детей, и творчество. Не нужно после школы еще перемещаться от кружка к репетиторам.

К отбору педагогов мы относимся более требовательно, чем в государственной школе. Есть большая мобильность и результативность в отношении обучения новых педагогов, сопровождения их адаптации и развития внутри учреждения.

Родителям сегодня важно, чтобы ребенок и хорошо учился, и сохранил здоровую психику. Мы стараемся организовать индивидуальный подход к обучающимся, уделить внимание особенностям их развития.

Главное, чему мы учим детей – учиться. Ставить цели, работать с информацией, запоминать и анализировать. Через 10 лет общество изменится до неузнаваемости, поэтому все знания должны быть практикоприменимы и нацелены на будущее, а не только на текущие условия.

Даже на уроках технологии мы формируем реальные бытовые навыки. От приготовления пищи и пришивания пуговиц до ухода за растениями. У нас есть теплица, в которой детки сами сажают овощные культуры, ухаживают за ними и собирают урожай.

Уровень осознанности – то, что отличает родителей наших учеников. Родители серьезно подходят к выбору образовательного учреждения для своего ребенка.

СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Дарья Филатова
основатель бренда Dasha Phi, мама третьеклассника


Мы глубоко разочаровались в традиционной школьной системе. Сын пошёл  в один из лучших лицеев города, попасть туда стоило немалых усилий, но очень скоро мы увидели, что школа даёт очень слабые знания, а мотивации к учёбе не прививает вовсе.

Детям негде проявить самостоятельность и ответственность: вся коммуникация ведётся школой через родителей. Родителям же рассказывают, как оформить ДЗ, когда сдать проект, сколько клеточек в тетради отступить. Огромное количество времени отнимают всевозможные школьные конкурсы, участие в которых принудительно: конкурс чтецов, стенгазет, проектов, строя и песни, за ним следом патриотической песни. И подготовка всего этого на родителях. Дети в такой среде становятся пассивными, безынициативными.

Школьная среда полна эйджизма и устаревших установок («вот вырастешь – узнаешь», «сказали надо делать – значит делай»). Атмосфера у нас дома накалилась: вечная спешка, принуждение, ранее доверительные отношения с сыном превратились в переругивания и взаимные разочарования.

Когда в третьем классе всё это стало совершенно невыносимо, я начала общаться с другими мамами и поняла: почти все дети, начиная со второго класса, плотно сидят на репетиторах. И мне стало понятно: нет никакой ценности в таком образовании. Если знания получать всё равно придётся у репетиторов, то зачем находиться в этой токсичной среде? Так мы приняли решение перейти на СО с прикреплением к частной московской школе для прохождения аттестаций, а сам образовательный процесс перенесли в онлайн.

Трудность состояла в том, что пробелы по школьной программе уже стали заметны, а программа онлайн-школы ушла прилично вперёд. Пришлось в плотном графике навёрстывать с репетитором. Это оказалось очень эффективно, и уже первую аттестацию сын прошёл подготовленным.

Я увидела, что пробелы восполнились, знания стали систематизированы настолько, что их можно применять в прикладных задачах. А самое главное: его как будто отпустило, и он начал получать большое удовольствие от учёбы. Благодаря персональному наставнику понял, что если что-то непонятно в ДЗ, можно не ждать родителей с работы, а открыть электронный учебник, перечитать тему или пересмотреть урок и справиться самому. Начал взахлёб читать книги перед сном. Появилось больше времени на общение с друзьями и секции. Атмосфера в семье совершенно наладилась: с тех пор, как сын перешёл на СО, у нас не вышло ни одной ссоры.

Мне очень нравится, что СО даёт возможность построить индивидуальный маршрут обучения: осваивать предметы модульно, брать допкурсы по тем предметам, к которым ребёнок тянется, сдавать аттестацию досрочно. В конце концов, можно путешествовать, ездить на спортивные сборы и не быть привязанным к адресу на карте.


Елена Кельш
в прошлом учитель начальных классов, мама семиклассницы


Огромная нагрузка как в школе, так и вне нее побудила нас выбрать семейное образование. Моя дочь – лауреат международных, всероссийских, областных и городских вокальных конкурсов. Она занимается академическим вокалом, поет арии в оперном классе и осваивает фортепиано.

Отправной точкой стал день, когда дочь, расплакавшись, честно призналась, что очень сильно устала. Мы долго беседовали с ней и решились в 6-м классе перейти на семейный формат образования.

В самом начале было сложно. Мы не понимали, как организовать учебный процесс: изучать каждый день разные предметы, или один день – один предмет. Пришли к выводу, что будем обучаться, как в школе: разные предметы каждый день.

У дочери есть дневник, в котором она составляет расписание на неделю и учится согласно плану. Она так же, как в школе, пишет диктанты и сочинения, выполняет контрольные работы, учит стихи. Все в своем темпе, никуда не торопясь.

На специальном образовательном портале педагоги проверяют ее домашние задания и ставят оценки. Итоговую аттестацию дочь проходит в школе, в которой училась до этого. Сдает только на «хорошо» и «отлично».  

С переходом на СО общения меньше не стало. Она все так жеобщается с ребятами в музыкальной школе, встречается с подругами. Семьей мы часто гуляем, ходим в кино, на каток, в театры.

Семейное образование – это большой труд и самодисциплина. Все, как в школе, только дома. Если ребенок безответственный, неусидчивый и мамы рядом нет, лучше остаться в обычной школе.


Александра Притчина
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, эксперт ГИА, репетитор


Нет плохих школ и форматов. Есть школы и форматы под определенную задачу. Главное – сделать правильный выбор. Каждый ребенок должен обучаться там и так, где и как ему будет комфортнее, чтобы он смог себя реализовать.

Семейное образование, конечно, подходит не для каждого. Выбирая такой формат, родители должны понимать, что отныне именно они несут полную ответственность за образование своего ребенка.

СО подойдет детям, которые усиленно занимаются спортом и творческой деятельностью. Если ребенок спортсмен, есть смысл подать заявку в школу олимпийского резерва или другие специальные спортивные школы. Туда попасть нелегко, но попробовать стоит.

На семейном обучении актуален вопрос выбора репетитора. Есть миф о том, что репетиторов нанимают слабым отстающим ученикам, которые не справляются сами. Но на самом деле даже те, кто идет на медаль и собирается поступать в престижный вуз, тоже обращаются за помощью.

Если ребенок расширяет свои знания по тому или иному предмету, это большой плюс. И для этого не обязательно быть выпускником. Например, к репетиторам по иностранным языкам, русскому языку, физико-математическим дисциплинам обращаются дети уже в начальной и средней школе.

Ольга Райтер