Цифровой этикет: стоит ли делать селфи на рабочем месте и подписываться на коллег

Обложка: @georgie_cobbs

Можно ли отправлять эмодзи начальнику и смотреть в телефон во время еды? Культурно ли не вынимать air pods при встрече с друзьями или обращаться к незнакомцу на «ты»? Редакция VSetyah совместно с экспертом по цифровому этикету Юлией Сазыкиной составили список правил, как вести себя в интернете.

Вы точно получали от друзей несколько сообщений с обрывочными фразами вместо одного с полным текстом или секундные голосовые с требованием немедленного ответа. Эти ситуации, также как и отправка в общие чаты лишней информации или обращение с вопросом без приветствия, эксперты по цифровому этикету считают грубыми нарушениями и дают советы, как правильно общаться в интернете.

Не заставляйте людей разгадывать ребусы

Фото: @morvanic

Несмотря на удаленный формат, общение в сети – это коммуникация между людьми. Помните об элементарной вежливости: обращайтесь к человеку по имени, используйте полные слова вместо сокращений «спс», «плз», пишите по делу и не забывайте о пунктуации. Вспомните, когда вы получаете сообщения, в которых нет знаков препинания, и вам приходится разгадывать ребус или тратить время на уточнение. Заглавные буквы (CAPS Lock) в цифровом формате означают крик, его использовать невежливо.

Не пересылайте фотографии документов

Будьте аккуратны с личной, конфиденциальной информацией. До ее передачи другому лицу убедитесь, что у вас есть на это право по закону или договору. Передача данных должна быть защищена паролем или осуществляться через корпоративную почту с высокой степенью защиты. Общая рекомендация – не пересылайте фотографии документов через мессенджеры и соцсети.

Самый распространенный способ неосознанного раскрытия конфиденциальной информации – публикация селфи на рабочем месте. В поисках удачного ракурса человек забывает, что вокруг него могут быть разложены документы или открыт компьютер с перепиской. После попадания в сеть эти детали становятся достоянием огромной аудитории, а автор рискует нести за это ответственность.

Виктория Таранец, специалист по рекламе и связям с общественностью:

–  Меня очень раздражает, когда люди, отвечая в переписке на сообщение, дублируют и пересылают его. И так с каждой фразой. Или когда пишут в нерабочее время. Часто получаю сообщения в 23.30. Почему бы не научиться уважать чужое время. В больших компаниях многие начинают залипать в телефонах, тоже считаю, что это не совсем этично.

Не отмечайте людей в комментариях и не добавляйте в чат без разрешения

В цифровых коммуникациях границы часто нарушаются, но правила этикета никто не отменял.

Фото: @jeshoots

Не стоит:

  • переходить на «ты» до того, как вам это предложили
  • публиковать фото других людей без их разрешения
  • отмечать других людей на своих публикациях и в комментариях при участии в розыгрышах

Невежливо рассылать рекламу и добавлять в чат без разрешения. Мы часто делаем это, не задумываясь, что кому-то это может не понравиться.

Убирайте телефон во время еды

Не кладите телефон на стол, если вы обедаете в компании. Переведите смартфон в режим вибрации и уберите его в сумку или карман. Когда он на столе, вы будете отвлекаться – это демонстрация неуважения к собеседнику.

Фото: @brookelark

Если нужно ответить на срочный и важный звонок, предупредите собеседника заранее и ответьте в уединенном месте. Старайтесь, чтобы звонок был коротким, не заставляйте ждать вас дольше 15 минут. Если разговор затягивается, перенесите встречу.  

Вынимайте наушники при встрече

Фото: @eleven_x

Правило работает также как с солнцезащитными очками: убираем все, чтобы видеть и слышать собеседника. Если увидели знакомого издалека и решили не останавливаться, наушники можно не снимать. Если остановились для общения, пусть и короткого, наушники лучше убрать.

Подписываться на коллег можно, отправлять эмодзи в деловой переписке – нет

Если на работе с коллегами у вас дружеское общение – подписаться можно. Совет  экспертов по этикету: поговорите об этом с коллегой в шутливой форме. Обратите внимание на реакцию, мимику, жесты. Убедитесь, что коллега тоже этого хочет и рад такому предложению.  

– По моему опыту, подписываться на коллег в социальных сетях можно после того, как вы  проработали вместе длительное время. Это не касается профессиональных социальных сетей, таких как LinkedIn. На этой платформе вполне корректно подписываться на коллег или людей, с которыми вы встретились на деловом мероприятии и едва знакомы, – объясняет Юлия Сазыкина.

Фото: tjournal.ru

По общему правилу этикета смайлы в деловой переписке не совсем уместны. В деловом стиле общения главное – информативность и логичность, а не эмоциональность. В то же время, этикет ситуативен, и в исключительных случаях эмодзи допустимы. Например, вы закрыли проект и безмерно этому рады.