Самые популярные

Из первых уст: медиатор уральской биеннале о первых впечатлениях от выставки

Фото: Аня Марченкова

12 сентября в Екатеринбурге откроется 5-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Закрытый показ основной выставки прошел вчера на площадке Оптико-механического завода. Мы поговорили с медиатором биеннале Валерией Строкиной о том, как подготовиться к посещению выставки, на что следует обратить особое внимание во время просмотра и как понять тему бессмертия в работах художников.  

О том, кто такой медиатор

«Медиация не предполагает монолог знатока»

Медиатор – это проводник в мир современного искусства. Этот человек сделает путешествие по выставке понятным, поможет выстроить личные связи с произведениями, даст инструментарий к самостоятельному пониманию искусства.

Главное отличие медиатора от экскурсовода в том, что медиация не предполагает монолог знатока. Это всегда общение, взаимообогащение при обсуждении работ и проблематик, поставленных художниками. У медиатора есть своя точка зрения, которую он может транслировать и обсуждать с посетителями.

Как стать медиатором биеннале

«Люди разных возрастов, профессий и интересов, увлеченные искусством»

Любой желающий заполнял онлайн-анкету. Вопросы были разного типа: начиная от причин желания быть медиатором, заканчивая книгами, которые читали и выставками, которые посещали. Наличие искусствоведческого образования было необязательно.

Всего поступило больше 200 заявок. Конечно, конкуренция была высокая, на собеседование приглашали не всех.  Уже после личного неформального общения отобрали около 30 человек. Это  люди разных возрастов, профессий, интересов, но, увлеченные искусством и неравнодушные к биеннале.

О площадке

«Прямо сейчас ты находишься в месте, которое раньше было закрыто»

Сама площадка имеет свои неудобства. В первую очередь, потому что находится не в центре города. Тем не менее, она однозначно покорила меня вечерними видами на город и ощущением, что вот прямо сейчас ты находишься в месте, которое раньше было закрыто. Именно здесь проходила активная трудовая деятельность. Мысленно воссоздаешь процессы и представляешь, кто был здесь до тебя.

Фото: группа Вконтакте «Уральская индустриальная биеннале»

О впечатлениях

«Мы до последней недели не видели многие работы художников»

Нельзя сказать о том, что все проходит гладко, потому что это невероятно масштабный проект. Когда мы говорим, что площадка – действующий завод, нужно понимать, сколько возникает сложностей с обеспечением доступа и проведением внутренних работ. Трансформировать индустриальное пространство для искусства – непростая задача.  


На выставке представлено 75 художников из 25 стран, поэтому некоторые моменты в процессе коммуникаций невозможно предсказать. Открытие сразу двух площадок – это амбициозно. Представьте, сколько задействовано при этом людей.


Мы до последней недели не видели в экспозиции многие работы художников, кто-то присылал свои экспликации в последний момент. Где-то затянулся монтаж, мы самостоятельно искали информацию о художниках. На заводе вылавливали их, общались, воображали в пустых комнатах объекты, описывая их. Мы понимали, что на нас большая ответственность, так как мы первые, с кем встречается посетитель. От нас также зависит, какое впечатление создается у людей при первом посещении, а это работа большой команды.


Фото: группа Вконтакте «Уральская индустриальная биеннале»

«То, что в итоге увидела я, впечатляет»

В этом году тема достаточно сложная – «Бессмертие». Восхищаюсь куратором Шаоюй Вэн, которая  делает упор на множественности трактовок, но не даёт конкретный ответ. Много вопросов связано с постколониальной темой, технологиями, проблемой традиций будущего. Чтобы оценить уровень, мне необходимо быть куратором, иметь опыт посещения мировых площадок биеннале. Но то, что в итоге увидела я, впечатляет.

О работах, которые особенно понравились

«Сложно выбрать несколько работ, когда на одном этаже их только около 70»

 «Спиральный берег» Лиеко Шига – это серия экспрессионистских фотографий о жизни в Китакаме. Автор документирует повседневность жителей до и после цунами в 2011 году. При этом фотографии не очевидно документальные с кричащей трагедией, в них много художественного подтекста.

Еще отмечу работу Кымхен Чон «Небольшое обновление». Ее лучше воспринимать в перформансе с самой художницей. У кого-то представление будущей технологизированной реальности вызывает ужас. Но в этом процессе можно увидеть и гармоничное сожительство, и чувственность, и потенциал.

Сложно выбрать несколько работ, когда на одном этаже их только около 70.

Фото: группа Вконтакте «Уральская индустриальная биеннале»

Советы тем, кто пойдет на биеннале

«Желательно прийти сюда не один раз»

Рекомендую посетить две площадки. Шаоюй Вэн считает, что без этого невозможно полностью понять тему и отказаться от привычного понимания бессмертия. И желательно прийти сюда не один раз. Если чувствуете, что работа остается закрытой для вас, то лучше пригласите для сопровождения медиатора.

Катя Полухина