Социальная ответственность в кризис: как бренды адаптируются к новым реалиям

Всех нас охватило информационное поле, связанное с мировой пандемией. Люди разделились на несколько групп: кто-то изолируется и запасается сухим пайком, кто-то кричит о безразличии, кто-то уходит в конспирацию. А как в условиях эпидемии действовать брендам? Мария Сайченко выясняет, с каким выбором сталкиваются компании, выбирая стратегию продвижения во время кризиса.

Социально ответственные бренды

Бесспорным остаётся тот факт, что развитие бизнеса в стране и мире не может оставаться прежним. «Социальная ответственность бизнеса перед обществом» – формулировка, которая упоминается все чаще.   


Социальная ответственность бизнеса — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.

С одной стороны, я вижу много примеров среди брендов, проявляющих реальную социальную ответственность, с целью помочь своей стране справиться с кризисной ситуацией:

  • LVMH приняло решение о производстве антисептических гелей на производствах парфюма
  • Bosco di Ciliegi начали производство масок на мануфактуре в Калуге для поставки в больницы
  • Российски бренд из Краснодара бесплатно распространяет маски 
https://www.instagram.com/p/B99I14WCUpi/?utm_source=ig_web_copy_link

Не социально ответственные бренды

С другой стороны, многие компании, столкнулись с шеймингом в сети. Он связан, в первую очередь, с обвинениями в желании заработать на панике людей.

  • Александр Арутюнов выпустил аксессуар – тканевые маски под именем своего бренда, цена каждой – 5 000 рублей
  • Тина Канделаки в рамках своего бренда Ansaligy предлагает приобрести набор из пяти медицинских масок за 1 000 рублей
View this post on Instagram

Я думаю, по моим активностям заметно, что я далека от паники и стараюсь оптимизировать все бизнес-процессы в сложившихся условиях. Мне важно сохранить максимум рабочих мест и использовать новые возможности, которые несет разрастающийся кризис. ⠀ Между тем я тоже хочу заглянуть в наше будущее в свете тех тревожных новостей, которые получаю от друзей из разных стран и регионов России. Так что же случится с нами, если весь мир разыграет максимально негативный сценарий? ⠀ Представим, что коронавирус заразит 70 процентов людей по всему земному шару. Пандемия будет длиться еще несколько месяцев. Безработица даже в развитых странах достигнет 30 процентов. Арабы нарастят добычу нефти до максимальных значений, а рынки продолжат сжиматься. ⠀ Все транспортные коммуникации будут перерезаны, сохранится только жизненно важный импорт. Все сервисы и потребление в целом ужмется до минимального набора продуктов. Люди откажутся от всех платных услуг, оставив только телевизор и доступ в Интернет. Мир явит новый Ледниковый период, только не за окном, а в глобальной экономике. ⠀ Мы принудительно слезем с нефтегазовой иглы (треть доходов бюджета), а потери в малом и среднем бизнесе дадут выпадение еще около 20 процентов доходов бюджета. То есть жить всем нам станет примерно вдвое хуже. ⠀ Московские 50-100 тысяч уполовинятся, но и без того не слишком довольные москвичи это переживут (хотя кредиты и особенно ипотека могут привести к валу банкротств). Ну а как быть с вологодскими 10-20 тысячами? Особенно тем, кто не имеет натурального хозяйства. За каждой цифрой такой негативной статистики скрываются реальные трагедии очень большого количества семей. Все это действительно серьезно. ⠀ Только совместные усилия государственных органов и каждого из нас могут снизить издержки. Другого выхода у нас нет.

A post shared by Тина Канделаки (@tina_kandelaki) on

— Напомните мне, как называются люди которые во времена кризиса наживаются на панике и беде? Недавно Маргарита Симоновна о них писала в праведном гневе… Советую ей зайти на сайт косметики Тины Канделаки и… от того, что 5 масок продают за тысячу рублей, когда в аптеке одна стоит 10. Супербизнес, чо. Поздравляю!, – отметила Собчак в своем телеграм-канале «Кровавая барыня» (орфография и пунктуация автора сохранены).

Бренды находятся не в самом лучшем положении

В действительности ситуация с обвинениями в спекуляции и социальной ответственностью является не такой однозначной. Бренды сейчас находятся в не самом лучшем положении: продажи падают, себестоимость материалов растёт, к росту цен российский потребитель не готов, следовательно, поднять цены без потери спроса невозможно. Налоговых и арендных каникул, а также беспроцентных кредитов нет. Незащищённый предприниматель встаёт перед выбором: начинать сокращения персонала, урезать доходы, закрывать отделы или компании. Либо перестроить бизнес-процессы, расставив актуальные акценты в продвижении и продажах, и, таким образом, сохранить рабочие места и доход сотрудников.

Итоги

Я не могу осуждать решения, принятые теми или иными брендами в кризисное время. Здорово, что большие компании своими силами поддерживают общество, производя бесплатно дефицитный продукт. Но нужно признать, что позволить себе такую опеку могут только мастодонты, располагающие собственными производственными мощностями и финансовой подушкой.

А что делать остальным? Кто-то вводит новые продукты на рынок, кто-то поднимает цены, кто-то наоборот делает скидки и бесплатную доставку. Вне зависимости от действий брендов, мне импонирует рационализация и открытость действий, как, например, сделала основатель бренда Леся Небо.

https://www.instagram.com/p/B96lXLzpAuC/?utm_source=ig_web_button_share_sheet

Искренность и открытая трансляция истинных ценностей никогда не попадёт под критику и публичные унижения.