Наталья Семенова: «Сейчас в фэшн-культуре я вижу четкий запрос на объединение»

Недавно команда института развития моды Beinopen приезжала в Екатеринбург с программой «Гастроли» – циклом лекций и дискуссий о моде. После этого события основатель проекта Алексей Баженов инициировал создание общего телерам-канала для объединения участников фэшн-индустрии города. В прошлый четверг многие из присутствующих в чате собрались для решения стратегических задач в сфере моды на площадке «ВШИС» – «Высшей школы имиджа и стиля». Vsetyah поговорили с директором «ВШИС» Натальей Семеновой о важности объединения брендов на Урале и значимости фэшн-комьюнити.

«ВШИС» регулярно организует встречи для фэшн-сообщества, где обсуждаются стратегии и возможности реализации в креативных индустриях. Какая основная цель была у последней?

Глобальная цель – это, конечно же, «ракетный» скачок фэшн-индустрии на Урале. В этот раз встреча длилась около трех часов, и для удобства мы разбили ее на два модуля. Первый – презентация о том, как может быть построено комьюнити, кто и на каких условиях туда может вступить, чтобы поддерживать друг друга и прокачивать модную индустрию. Вместе с участниками мы разработали маршрут движения – куда будем идти, какие стратегические сессии будем проводить и какие мероприятия организовывать для того, чтобы реализовать поставленные цели и задачи. Второй модуль был посвящен нетворкингу, общению и взаимодействию друг с другом. В конце подвели итоги, чего уже удалось достичь.

Поделитесь результатами?

Конечно. Мы выявили ряд проблем, которые сейчас присутствуют у разных игроков на рынке, так как на встрече были и производители, и дизайнеры, и блогеры, и стилисты. Все проблемы условно разбились на две части. Первая – те, которые можно решить очень быстро путем открытых вебинаров и сессий. Например, стоит ли вообще создавать бренд одежды на Урале? Какие перспективы есть у дизайнеров? Какая структура у брендов? А вторая часть проблем была связана с практическими вопросами – производства и продаж, внедрения трендов в коллекцию, формирования ДНК и так далее.

Как изменилось положение дел в фэшн-индустрии на Урале за последние годы?

Появилась тенденция на объединение. Еще лет пять назад отдельные структуры в индустрии моды не испытывали нужды собираться в некую в экосистему. Сейчас из-за того, что подросло количество игроков на рынке и количество задач, которые нужно решать, необходимость вступать в коммуникацию с коллегами возросла. Если два бренда понимают, что не делят целевую аудиторию, есть смысл объединиться и узнать, что и как делает каждый из них.

Сегодня в уральской фэшн-культуре запрос на объединение я вижу четко, и это очень круто, ведь любопытство – двигатель прогресса. Но каждый бренд должен проявлять любопытство в культурном ключе – только такой вариант обмена информацией способен помочь вырасти.

Вернемся к вопросу о том, стоит ли все-таки запускать бренд одежды на Урале.

Смысл создавать бренд есть, но стоит обратить внимание на важный аспект: не нужно делать все под копирку. Дизайн – это всегда о проектировании новой идеи и материализации ее в жизни. Многие дизайнеры сейчас не имеют профильного образования, но имеют ресурсы для того, чтобы отшить коллекцию, и часто бывает, что они не знают, как придумать что-то новое, – нет техники генерации идей, нового смысла. И почерка своего тоже нет. Тогда они идут за успешными историями.

Идут вдохновляться?

Ну, да, можно сказать, «вдохновляться» (смеется). На самом деле смотрят кейсы успешных брендов и пытаются их повторить – делают, по сути, практически такой же продукт. Но проблема в том, что по этой «дороге успеха» уже кто-то прошел, а чтобы начать свой путь, нужно добавить хотя бы тридцать процентов чего-то личного. Это уже тяжелее, ведь придется вложить много внутренних сил, чтобы отстоять свою идею, если вдруг посыплется негативная обратная связь. Вспомните, многие великие дизайнеры – это личности, которые имели сильный внутренний стержень для того, чтобы защитить свое детище от нападок и не обращать внимания на слова окружающих.

А если все-таки аудитории «не заходит» продукт, есть ли смысл продолжать отстаивать свою идею?

Конечно, о потребностях целевой аудитории не стоит забывать, потому что они важны. Нужно на кончиках пальцев держать запросы общества: все, что сейчас хотят люди, выражать на уровне одежды – пропускать через свою призму и выдавать результат. Этот процесс очень важен, но он требует смелости: сделать очередное худи как у всех и снять с себя ответственность за то, что ты можешь отличаться от других, – очень просто. А доказать, что твой почерк имеет определенную эстетику и вдохновить этой силой других, чтобы они покупали твой продукт, – для такого нужен внутренний ресурс.

Как научиться понимать, куда сейчас «целиться», и какие запросы у общества на данный момент?

Существует интуитивная методика, когда человек крутится в свой среде и общается с большим количеством профессионалов. Если он интроверт, а многие дизайнеры интроверты, то может читать о последних модных событиях, изучать фэшн-литературу наших современников, находить какие-то исследования в этой сфере. В общем, отслеживать, куда смотрит мир. А еще можно наблюдать за искусством, потому что искусство мыслит на пятьдесят лет вперед: то, что создают художники сейчас, – это фундамент, который мы раскодируем на уровне одежды через полвека. На самом деле, интуитивный подход позволяет выдать очень качественный продукт.

То есть, это своего рода насмотренность? Чем больше впитываешь качественной информации, тем с большей вероятностью выдаешь крутой результат?

Именно! Причем нам даже не нужно разбираться, как устроен процесс насмотренности – все происходит само собой. По такому принципу, кстати, работают интеллектуальные системы: в нейронную сеть загружают много качественной информации, и она обучается сама. При этом стоит понимать, что если мы загрузим в сеть «шлаковый» контент, то получим соответствующий результат.

Что делать тем, кто еще не успел впитать нужную информацию, и с насмотренностью пока испытывает проблемы?

Существует еще один метод – логический. Мы просто обучаем человека каким-то техническим аспектам, и когда он садится за работу, то выдает результат не из порыва вдохновения, а просто потому, что теперь знает: шелк, положенный на определенное лекало, будет красиво струиться. Он это не интуитивно чувствует, он это мозгом понимает – он научился.

Так что есть выбор, как начать понимать запросы общества: либо потреблять качественную информацию, либо научиться анализировать социальные процессы, и с учетом этого формировать ДНК бренда.

Вы говорили, что среди дизайнеров сегодня мало людей с профильным образованием. Для индустрии это не проблема?

Совсем не проблема – можно пойти и создать бренд одежды, не отучившись по специальности. Единственное «но»: если делать это самостоятельно, без обучения, тогда нужно четко понимать цикл создания коллекций и уметь выстроить маршрутную карту. Без организованности процесса вероятность успеха стремится к нулю.

То есть, чтобы привести свое дело к успеху, не достаточно быть просто идейным вдохновителем – нужно знать, как выстраивать промоушн и продажи?

Если это знать, вероятность успеха возрастает. Но на самом деле в среднем конверсия любого брендинга составляет около десяти процентов. Это немного, но мы можем увеличить ее страстью, внутренней силой личности и отличительной чертой, тем самым повысив шанс на успех.

Мария Шатило