Самые популярные

«В России таких кофеен в принципе нет»: основатели New Habit о стартапе с эко-стаканчиками

Обложка: фото предоставлено New Habit

В конце июня в Екатеринбурге открылась первая кофейня без одноразовых стаканов. Основатели New Habit – Маша Ким и Никита Коваленок – рассказали, как пришла идея запуска эко-кофейни и кто готов разделить с ними новую привычку: пить кофе из термокружек с трубочками из макарон.

Об отказе от пластика

New Habit в переводе с английского – новая привычка. Когда вы сами завели эко-привычку и отказались от лишнего мусора?    

Никита: 3-4 года назад мы стали пользоваться эко-сумками, это был первый шаг к отказу от пластика. Получилось случайно: дома скопилось много пакетов и мягкого пластика, я подумал, что можно просто не приносить их с собой из магазина. Тогда же мы отказались и от целлофановых пакетов, в которые складывают фрукты и овощи, стали покупать продукты на рынке. Там они не расфасованы в пленку и пластиковые лотки.

По поводу пластиковых стаканчиков мы начали задумываться позже. Мы жили в Иркутске, кофейный рынок там еще не был развит. Мы брали стаканы с собой, не задумываясь о последствиях. Как и многие люди, думали, что пластиковые стаканчики разлагаются как обычная бумага. Года два назад купили первый термос. Пытались им пользоваться, но это было неудобно и не совсем эстетично.

Фото предоставлено New Habit

Маша: С осени прошлого года мы больше не берем кофе в пластиковых стаканах. Носим с собой термокружки. Если хотим взять кофе с собой, но у нас нет стакана, то мы лучше откажемся или сядем в кофейне и выпьем из кружки. Я уже не могу взять кофе в пластиковом стакане, это противоречит моей природе. И это тот путь, через который мы бы хотели провести наших клиентов.


Если хотим взять кофе с собой, но у нас нет стакана, то мы лучше откажемся или сядем в кофейне и выпьем из кружки. Я уже не могу взять кофе в пластиковом стакане, это противоречит моей природе.


О единомышленниках

New Habit – кофейня «третьей волны», ориентированная на миллениалов? Как вы представляли людей, которые были бы готовы разделить с вами эту идею?

Маша: Можно в 13 лет быть суперосознанным и начитанным. А можно в 40 лет не думать ни о чем. Мы находимся в магазине одежды, сюда взрослый мужчина вряд ли зайдет. Наша аудитория – молодые люди от 18 до 40 лет, которые ценят экологию и эстетику. Сложно выделить возраст, важнее моральные принципы.

Фото предоставлено New Habit

Вы из Сибири, а сейчас живете в Москве. Как получилось, что Екатеринбург стал городом для запуска эко-кофейни?

Маша: Мы давно хотели открыть магазин с кафе. Кофейня подразумевалась как дополнение к магазину. Когда искали помещение, нигде не было подходящего. В Екатеринбурге мы долго смотрели пространства на Хохрякова. И вот появилось большое помещение. Мы подумали – можно попробовать. К тому же Екатеринбург богат на локальные бренды одежды. Нам нужна была своя фишка, чтобы отличаться от конкурентов. Поэтому кофейня стала способом выделиться среди других магазинов.


Наша аудитория – молодые люди от 18 до 40 лет, которые ценят экологию и эстетику.


Никита: Екатеринбург – не просто пальцем в небо. У нас 19 магазинов в России. Это был один из немногих оставшихся крупных городов, в котором мы собирались открывать магазин. И вот подвернулось подходящее помещение, которое могло вместить кафе и магазин.

О страхе потерять выручку

В 2018 году в кофейнях со средним чеком от 250 рублей почти треть продаж кофе оказалась навынос. Был ли страх потерять большое количество клиентов, отказавшись от стаканов «c собой»? 

Фото: @kim_masha

Маша: Около 70% выручки у кофеен – это кофе с собой. Из этих людей со своими стаканами приходят лишь 2-3%. Мы осознанно понимали, что это большой риск. Когда мы только озвучили эту идею в компании, многие восприняли ее как бред и абсурд. Возник вопрос: на чем мы будем зарабатывать деньги? В любом случае, кофейня – это экономический проект. Мы понимали, что это может не сработать, но промониторили рынок, просчитали риски и решили попробовать. Мы работаем две недели. Это стартап. Насколько жизнеспособна эта  идея – посмотрим минимум по итогам двух-трех месяцев работы. В России таких кофеен в принципе нет.


Это стартап. Насколько жизнеспособна эта  идея – посмотрим минимум по итогам двух-трех месяцев работы. В России таких кофеен в принципе нет.


О противоречии бизнеса

Вы открыли эко-кофейню, при этом занимаетесь производством одежды, которое подразумевает большое количество отходов, зачастую плохие условия труда для швей. Как сосуществуют эти идеи?

Маша: Мы очень переживаем на эту тему. Магазин открылся давно, а само осознание начало приходить только недавно – два-три года назад. 

Фото: @kim_masha

Никита: Проблема в том, что в России вообще не развита переработка одежды. Она может быть переработана только в непригодные материалы. Производство одежды предполагает очень много отходов. Но не нужно уходить в крайности. Всем понятно, что людям нужно одеваться. У нас есть план компании, мы делаем все возможное в рамках нашего бренда, чтобы заботиться об экологии. Мы можем перестать заниматься одеждой, но это не решит проблему в целом. Производители будут продолжать выпускать одежду в больших масштабах.

Маша: Джинсы, обувь, вязаные изделия и аксессуары сейчас мы не можем производить в России. Но мы в силах создать бренд, в котором будем транслировать осознанное потребление. Мы можем делать более качественные вещи, переходить в slow-fashion, но для этого нужно время. Нужно, чтобы рынок изменился.

Что мы можем организовать – перенести собственное производство в Россию, либо производить в Китае с возможностью полного контроля всех процессов.  Сейчас мы развиваем собственное производство в Иркутске. У нас большой цех, за который мы можем отвечать на 100%: наши швеи работают в хороших условиях. Раньше остатки тканей мы собирали и отвозили в центры, которые занимаются рукоделием. Сейчас же они в этом не нуждаются, и мы находимся в поисках других вариантов.

Фото: @kim_masha

О выборе посуды

Когда вы только обсуждали идею кофейни, то планировали дарить гостям при первой покупке многоразовый стакан. Почему отказались от этой идеи?

Маша: В кофейне в ОАЭ мы увидели недорогие многоразовые стаканы. Когда обсуждали идею нашей кофейни, задумались: может дарить такие же при покупке. Потом мы поняли, что это противоречит идее осознанного потребления. Конечно, мы можем подарить всем людям стаканчики, но считаем, что человек должен сам прийти к такому решению. Для некоторых то, что подарено, может не иметь большой ценности. Человек должен сам выбрать и купить стакан хорошего качества. Мы даже провели эксперимент: подарили сотрудникам в офисе стаканы, они первое время ими не пользовались.  


Для некоторых то, что подарено, может не иметь большой ценности. Человек должен сам выбрать и купить стакан хорошего качества


Никита: Люди, которым мы подарили стаканы, использовали их пару раз, а потом они стояли и пылились. Здесь бы возникла аналогичная ситуация. Мы не сразу  перестали пользоваться пластиком. Поэтому людям тоже необходимо время, чтобы привыкнуть.

Вы ответственно подошли к выбору многоразовых стаканов: проверили состав каждого, протестировали на себе все варианты. Чем ваши стаканы отличаются от остальных?

Маша: Мы разобрали их состав с эко-консультантом. Проверили, чтобы все было безопасно.  Мы хотели показать, что экологичное может быть модным и стильным. Наши стаканы – минималистичные, они дополняют концепцию кофейни. Нам важно, чтобы человеку было приятно ходить с этим стаканом, чтобы он чувствовал себя частью комьюнити.

Никита: У нас есть термокружки из пластика, скоро появятся стаканы из смеси пластика и бамбука. Состав очень хороший, они будут однотонными, красивых цветов.

Из кофейной гущи сейчас делают посуду. Были планы делать чашки из вторсырья?

Маша: Съедобные стаканчики оказались очень калорийные и невкусные, поэтому на данный момент мы решили от них отказаться.

Никита: Такие стаканы не на 100% сделаны из кофейной гущи, там есть примеси смолы и пластика. Это скорее не экологичный, а маркетинговый ход.

О сортировке мусора

Куда отвозите остальные отходы, сортируете их?

Никита: Этой зимой мы начали сортировать мусор дома, разделяем и сдаем на переработку. Из-за этого мусорное ведро с несортируемыми отходами можно выбрасывать раз в две недели.

Маша: В кофейне тоже введена сортировка мусора: пластик, стекло, бумага. Пищевые отходы пропускаем через диспоузер – измельчитель мусора. В Екатеринбурге, Москве и Санкт-Петербурге есть возможность его поставить. Основной наш мусор – это кофе и Tetra Pak. Кофе тоже идет в диспоузер, а с Tetra Pak возникла проблема. 

Фото: pbs.twimg.com

Никита: Заводов по России мало, поэтому местные агрегаторы по сортировке мусора его не принимают. В кофейнях молоко привозят только в Tetra Pak, особенно альтернативное – соевое, миндальное, рисовое. Мы складываем все использованные упаковки и будем отправлять их напрямую на завод по переработке в Московской области.

Расскажите про трубочки. Вместо пластиковых соломинок у вас – макароны?

Маша: Идею мы увидели в Москве, в музее «Гараж». Сначала я подумала, что это что-то странное. Но когда я сама попила из такой трубочки, поняла, что это тоже классная фишка. У нас есть не только макароны, но и металлические трубочки.

Фото: the-village.ru

Никита: Вообще так получилось, что к открытию кофейни металлические трубочки не пришли. Кто-то ошибся на складе, их просто не отправили. Нам нужно было найти альтернативу, поэтому на открытии были только макаронины. Они больше подходят для холодных напитков, потому что горячие их просто сварят.

О первых отзывах

После официального открытия многие гости публикуют отзывы в историях Instagram. И почти все положительные. Люди довольны, что в городе кто-то подумал об экологии. Можно ли говорить об успешном старте?

Маша: Мы готовились к худшему. Боялись, что люди не станут ходить к нам со своими стаканами. Конечно, очень круто, что кофейня произвела хорошее впечатление. Но мы трезво смотрим на все и понимаем, что нужно время, чтобы понять, насколько это жизнеспособный проект. Людям может нравиться, но будут ли они этим пользоваться – пока вопрос. Мы будем стараться работать на высоком уровне, чтобы поддерживать интерес гостей.

Никита: Мы думаем об открытии формата «магазин + кофейня» и в других городах. Но сначала нужно здесь набить шишки. Через некоторое время мы постараемся представить такой формат и в Москве.  Мы понимаем, что в столице высокая конкуренция, затрат будет гораздо больше. Поэтому мы хотим получить как можно больше знаний в новом направлении, чтобы уверенно увеличивать масштабы в таком формате.

Автор: Екатерина Полухина