Новая музыка: остросоциальный поп-рок Сэма Фендера

Фото: readdork.com


На прошлой неделе вышел дебютный альбом новой звезды британского поп-рока Сэма Фендера. В России исполнитель ещё не так хорошо известен, но это дело времени. В авторской колонке музыкальный обозреватель Кирилл Карелин рассказывает, почему музыка Сэма Фендера важна для поп-культуры как часть политического протеста нового поколения.


Сэм уверен, если бы у него были богатые родители, он бы давно был популярен и имел минимум четыре альбома. 

Сэм Фендер родился в маленьком городе в Англии в семье разнорабочего и медсестры. Детство в неблагополучном районе, бедность, развод родителей – всё это повлияло на Сэма. Он не хотел так жить, поэтому в 18 лет начал писать музыку для заработка. Он понимал, что лирические «лав-стори» продаются лучше всего. Пример –  молодые британцы Джордж Эзра и Джеймс Бэй. Но у певца ничего не вышло. Причина состояла в том, что ему не был близок этот стиль музыки.

В 20 лет он заболел и был близок к смерти. Певец не говорит о диагнозе, потому что не хочет, чтобы это восприняли как пиар-ход. По его словам, именно с того момента он начал писать музыку для себя. «Ощущение, когда ты не знаешь, будешь ли жить дальше, заставляет писать песни, которые действительно что-то значат», – отмечает Сэм.

Именно после этого стали появляться песни, касающиеся социальной повестки. Самая известная – Dead Boys о мужских самоубийствах. Смерть двух друзей  привела к тому, что Фендер решил в форме стейтмента показать: обществу необходимо больше говорить о токсичной маскулинности и стигме вокруг ментальных расстройств.

В треке Two People Фендер продолжает поднимать важные проблемы в обществе, на этот раз  осуждая домашнее насилие. В детстве, рассказывает Сэм, он жил по соседству с парой, от которой постоянно доносились крики. Именно этот пример абьюзивных отношений стал толчком для создания песни.

В треке White Privilege Сэм затрагивает проблемы расизма и сексизма. «Я не сомневаюсь, что могу написать что-то стоящее в музыкальном плане, но думаю, что мне было бы намного сложнее, не будь я белым мужчиной», – заявляет Сэм в интервью The Guardian.  Фендер всеми силами пытается объяснить, что он понимает свой привилегированный статус белого гетеросексуального мужчины, но готов бороться с подобными издержками патриархата.

В песне Play God Сэм напрямую обвиняет политиков в том, что они по оруэлловскому сценарию пытаются управлять обществом, используя паразитические методы. А одноимённый сингл с альбома осуждает не только правящую элиту Англии, но и всю современную политическую систему, которая идёт по дороге войны. Интересно, что название альбома он придумал, когда читал газету в метро. «Я увидел заголовок: “Россия создает новую ракету, которая называется Hypersonic Missile” (с англ. «гиперзвуковая ракета», имеется в виду российская ракета «Циркон» – прим. ред.) или что-то в этом роде», – рассказывает Сэм. Подобное название точно характеризует темы, которые затрагиваются британцем на альбоме.

У Сэма Фендера, как и у многих 25-летних, не так много ответов, но зато очень много вопросов. Его звучный голос с проницательной лирикой и гитарными рифами рождают резкие поп-рок гимны об актуальных проблемах. Сексизм, расизм, токсичная маскулинность, мужской суицид, домашнее насилие, абьюз, политические конфликты – то, что находится рядом с нами прямо сейчас. Проблемы не решатся сами собой, о них нужно говорить, а иногда даже кричать. Именно это и делает певец.

Источники фото: @sam_fender