Уральский психолог о школах и учебе дома: как подобрать формат образования для ребенка

Эксперты утверждают: любой вариант образования эффективен, если подходит ребёнку и его семье. Как это понять и что важно знать родителям при выборе формата — выясняли с семейным, клиническим психологом, психоаналитиком, мамой троих детей Верой Золотых.

Вера Золотых, семейный, клинический психолог, психоаналитик

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ

При выборе образования родителю надо понимать, какую цель он преследует, отдавая предпочтение тому или иному формату. Кто-то выбирает государственный стандарт, для кого-то в приоритете психологическое здоровье и эмоциональное благополучие детей, а кому-то важен необычный подход в обучении, чтобы раскрыть талант ребенка.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 006.png

Нужно определиться с потребностями, возможностями и способностями ребенка. Важно наблюдать за своими детьми еще до школы. Видеть то направление деятельности, к которому у ребенка больше проявлен интерес: он рисует, а может, танцует или целыми днями бегает?

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 006.png

Стоит учесть и собственные возможности. Честно оценить материальные и эмоциональные ресурсы. Сможете ли обеспечить платное образование? Будет ли время на постоянную включенность в образовательный процесс?

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 006.png

Не исключайте особенности нервной системы ребенка. Надо хорошо понимать его уровень чувствительности, темп деятельности и работоспособность, адаптационные ресурсы и то, как он справляется с вызовами жизни.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 006.png

Помните: образование – это не только про знания, умения и навыки. Это и про общение, и про коллектив, и про опыт взаимодействия с социальной средой.


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ШКОЛА

В классической системе адаптационные ресурсы ребенка включаются на максимум. Большие учебные корпуса, много учеников и педагогов, которых мы не выбираем, разные требования и условия. Благодаря этому в будущем проще вливаться в разные коллективы – в вузе, на работе, а также привыкать к разным условиям труда.

Чем больше одноклассников, тем шире опыт взаимодействия с разными проявлениями типов личности. Из 30-ти учеников больше вариантов для выбора друга. А за счет разнообразной обратной связи от группы выше шанс познать себя, ведь коллектив становится для нас зеркалом.

Главный минус – отсутствует индивидуальный подход. Максимум усредненности: учитель ориентируется на среднего ученика – его темп, возможности и потребности, остальные вынуждены подстраиваться.

Система оценки красной ручкой – еще одна проблема. Ориентир на ошибки, а не на успехи. Хотя правильная оценка строится на том, чтобы делать акцент на сильных сторонах ребенка. Это правильная мотивация на успех. А образование в госшколе учит одному – избегать ошибок. Поэтому в будущем ребенок часто начинает бояться себя проявить и предпочитает не отсвечивать.

ЧАСТНАЯ ШКОЛА

Основной плюс – индивидуальный подход за счет того, что группы меньше. Учитель не тратит силы на организацию работы большой группы. Он направляет свой ресурс на индивидуализацию обучения, учитывая особенности каждого ученика.

Частная школа полезна для детей творческих, одаренных, увлеченных спортом. Если у вас растет неординарная личность, в государственной школе его индивидуальность могут подавить. Опять же из-за отсутствия необходимых условий и ориентации на стандарт.

Но при этом нельзя утверждать, что одаренный и неординарный ребенок – это то, к чему следует стремиться. Психология этих детей, по некоторым классификациям, является отклоняющимся от нормы развитием, и такие дети имеют свои проблемы и трудности.

Выбор друзей будет ограничен. Меньше вариативности и опыта общения с разными по интеллектуальному, эмоциональному и социальному уровню детьми.

В «тепличных» условиях задействовано меньше адаптивных ресурсов. Ребенок может быть обласкан заботой и вниманием. И в дальнейшем, когда от него потребуется больше сил на преодоление трудностей, ему будет сложнее. Ведь все 10 лет у него были мягкие и гибкие границы.

Зато взаимодействие с родителями будет тесным. В частных школах они сильнее погружены в образовательный процесс ребенка, нежели в государственных.

Оценивайте свой социальный уровень и достаток. Если родители не обладают достаточным материальным ресурсом, стоит ли овчинка выделки? Ведь кроме оплаты школы придется тратиться и на другие нужды ребенка, чтобы он не чувствовал себя «белой вороной» на фоне одноклассников. В том числе различные гаджеты для ребенка.

СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Такой формат подойдет детям с большой загруженностью. Тем, кто активно развивается в спорте, музыке и других сферах деятельности. Либо детям, со слабым здоровьем.

СО подойдет, если есть возможность посещать центры развития. Это нужно для социализации ребенка и опять же развития адаптивных ресурсов.

Но семейным обучением я бы не злоупотребляла. Здесь есть несколько факторов, которые могут повлечь свои неприятные последствия.

Смешение ролей, когда мама становится учителем. Это может быть травматично для ребенка. У преподавателя и мамы разные функции: первый учит и оценивает, а мама обеспечивает безусловную любовь. Если у мамы сложно с переключением ролей, это ухудшит взаимоотношения с чадом.

Одомашненность ребенка. Он не сталкивается с трудностями и вызовами социума, поэтому есть риск развития инфантилизма. Ведь мама всегда рядом, всегда поможет. Не надо прилагать каких-то особых усилий.

Нет включенности в систему. Потом учиться в вузе, встраиваться в коллектив, искать работу будет сложнее, так как нет опыта взаимодействия с системой.

ЧТО УЧЕСТЬ ПРИ ПЕРЕВОДЕ РЕБЕНКА

Меняя школу или формат обучения, важен настрой родителя. Если он позитивен и уверен в решении, если он в контакте с ребенком, процесс пройдет легче. Тревога родителей передается ребенку. Ему становится в разы сложнее, ведь у него есть еще и своя собственная тревога.

Мама должна уметь контейнировать чувства ребенка. Помогать в понимании и проживании чувств, не отказываясь от них и не подавляя, иначе это приведет к психосоматическим заболеваниям у ребенка.

Оценивайте уровень чувствительности ребенка. Если порог его восприятия к внешним стимулам высокий, достаточно будет одного разговора и поддержки в процессе перевода. Если порог низкий и ребенок очень впечатлителен, его надо тщательно подготовить к переменам.

Обращайтесь за помощью к психологам, чтобы облегчить процесс проживания. Затянувшаяся тревога вызывает гормональные изменения: повышается кортизол, вырабатывается адреналин. В итоге иммунитет ребенка снижается, и он часто болеет.


Ольга Райтер