Прогуляться по радуге и дойти до ручки: новая выставка уральского художника Владимира Жукова в «Главном проспекте»

Международный центр искусств «Главный проспект» подготовил новую инсталляцию Владимира Жукова «Петля времени». Уральский художник иронизирует и над «высоким» современным искусством, и над социальными проблемами. Анна Шевченко, корреспондент VSetyah, прогулялась по выставке вместе с куратором центра Юлией Борзенковой.

Владимир Жуков родился в городе Березовский в 1941 году. Как художник он формировался в 70-80-е годы во время соц-арта, который раскрепощал зрителя от идеологической пропаганды. Сегодня его работы хранятся в собраниях Третьяковской галереи, Музея Современного искусства в Царицыно, а также в частных коллекциях Германии, России, Польше, США, Швеции и Финляндии.

Владимир Жуков говорит иронично и легко о сложных вещах. Яркий пример – инсталляции «Завтрак пенсионера» и «Завтрак олигарха», которые встречают на входе в выставочный зал.

«Завтрак олигарха»

– Владимир Жуков – улыбчивый человек с потрясающим чувством юмора. Он жил и развивался во многих городах Европы, а также представлял свои работы на международных выставках,- комментирует Юлия.

Соц-арт сформировался на базе концептуализма, для которого идея более значима, чем её визуальное выражение. Поэтому аннотации к работам Владимира Жукова обязательны к прочтению – без них нет искусства.

«Золотое дно»

Чтобы понять смысл названия, нам нужно заглянуть в ведро и увидеть это золотое дно. Главная задача концептуализма – это интеллектуальное осмысление. Зритель рассуждает, вспоминает исторические события и контекст, в котором работал художник. И тогда приходит понимание.

Работы Владимира Жукова актуальны, так как не привязаны к политическому контексту. Здесь сердце обливается кровью в прямом смысле: художник находит человеческие коды и визуализирует метафоры:

«Сердце кровью обливается»

Аннотации к работам Владимира Жукова выражены одной фразой или цитатой:

Визуальное подкрепление – это цветные доски разной толщины и диаметра, которые расположены в шахматном порядке, как на реальном производстве. Кто-то вспомнит аграрные угодья УГМК, кто-то – Академический район.

А сверху висят облака, которые художник также предлагает выращивать и направлять в засушливые страны. Владимир Жуков считает, что это экономически выгоднее, чем разгонять тучи. Мы же гуляем под этими облаками и размышляем об искусстве.

«Пожертвуйте на развитие современного искусства»

Здесь художник предлагает пожертвовать на развитие современного искусства. Чтобы дойти до «урны», мы должны пройти путь от черного цвета к белому, и таким образом достичь просветления:

– Получается, что к искусству приобщиться может каждый – можно пожертвовать рубль, сто рублей или что-то ещё, что поместится в эту прорезь. К инсталляции подходить нельзя, её отголосок находится на входе. Когда размышляем об искусстве, мы достигаем блага. Но, если мы решим отсюда уйти, то постепенно вернемся к обыденности и проблемам, которые тормозят нас в поиске себя и интеллектуальном развитии,- объясняет Юлия.

Рядом располагается небесно-голубой триптих. У нас возникает светлая ассоциация с мирным небом, но Владимир Жуков называет эту работу «Зло под маской добродетели». В детстве кто-то рассказал ему, что в Китае были пытки голубым цветом: человека погружали в голубое пространство, и он сходил с ума.

Смысл инсталляции – везде должны быть мера и развитие. Здесь всё статично и одинаково, в голубом оттенке – никакого развития. Когда нет развития, люди сходят с ума.

Отталкиваясь от «голубого неба», переходим к инсталляции «Прогулка по радуге». Художник воспринимает цвет как вибрацию с конкретным психо-эмоциональным воздействием на человека. Каждый по-своему интерпретирует цвет и получает определенную эмоцию: кто-то идет медленно и прислушивается к чувствам, кто-то – пробегается по лабиринту без размышлений и ощущает детскую задорность.

Чтобы зайти «в радугу», переходим через черный порог. По задумке Владимира Жукова, из «незнания» мы врываемся в пространство искусства и доходим до просветления – на выходе перешагиваем через белый порог. Снова рассуждаем и становимся лучше, благодаря искусству.

Но, когда прогулка по радуге завершается, художник говорит нам, что мы своими высокими размышлениями дошли «до ручки»:

Владимир Жуков закладывает в эту шуточную инсталляцию мысль о том, что во всём нужны границы – нельзя уноситься в облака. При этом мы всегда можем от черного прийти к белому.

Здесь же располагается инсталляция «Золотые россыпи». Она перекликается с популярной на Урале темой самородков. Около этой работы каждый посетитель может искренне пожелать себе благополучия. Идея в том, что количество должно перерасти в качество, и тогда желание исполнится у каждого.

Также на выставке представлены работы под названием «Параллельные миры»: разнофактурные тонкие и толстые линии на объемных полотнах. Они различны и никогда не пересекутся, но находятся в едином пространстве. Возникает прямая ассоциация с человеком: мы находимся в едином пространстве, но у каждого своя задача. При этом мы дополняем друг друга, чтобы создать нечто цельное: по отдельности эти линии бессмыслены.

Рядом расположен ещё один триптих – это ирония над самим собой. На первой картине изображен «особо важный цвет». На второй – «оборотная сторона красного цвета». А на третью работу с «глубочайшим смыслом» банально не хватило краски – высоким размышлениям пришел конец. Так Владимир Жуков призывает зрителя относится ко всему в жизни с иронией. И больше улыбаться.

Подробнее о работе выставки читайте на сайте международного центра искусств «Главный проспект», а также в Instagram.

Анна Шевченко