Сдай старую вещь – получи скидку: как работает система ресайкла в России

В авторской колонке Мария Сайченко разбирается, действительно ли бренды, которые предлагают клиентам скидки за сданные в переработку вещи, заинтересованы в эко-проектах: где маркетинговый ход, а где реальная помощь окружающей среде и социальная ответственность.

H&M Russia и скандал с перерабатывающей компанией

Всем известно, насколько экологически ответственным брендом является H&M. На протяжении нескольких лет компания стабильно поддерживает акцию по переработке изделий. Вы можете отдать старые вещи в любой из магазинов H&M и получить купон на скидку 15 %.

Конечно, большинство экспертов понимали, что акция является своеобразным маркетинговым ходом, стимулирующим  к повторной продаже изделий. Но, с другой стороны, всем хочется верить, что кто-то совершает благое дело.

Фото: ru.fashionnetwork.com

В конце марта компания столкнулась со скандалом. Появилась информация, что вещи, сданные в переработку в России, отправлялись на перепродажу в секонд-хенды, а то, что не подходило по качеству – на свалку. Этот факт еще раз доказал, что сдача одежды – лишь способ поднять уровень продаж.  

Recycle – повторная переработка изделий для дальнейшего производства новых вещей или тканей.  

Впоследствии представители H&M объяснили ситуацию: компанию подвел подрядчик, с которым был заключен договор. Бренд же ничего об этом не знал.

Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group:

— Проблема заключается в том, что российские сборщики одежды не имеют возможности никуда ее передать на переработку в России, и обращение к посредникам для них — единственное вынужденное решение. Но, к сожалению, в данном случае оказалось, что этот посредник не совсем добросовестный».

Является ли этот ответ правдой – остается только догадываться. 

12storeez и сотрудничество с Bewearcy

20 апреля бренд 12storeez объявил о сотрудничестве с ресейл-стартапом Bewearcy. Желающие поучаствовать в акции могут сдать одежду марки 12storeez курьеру и получить скидку 30 % на покупку других изделий магазина. Далее вещи отправятся не на  переработку, а на  вторичную продажу.

Фото: 12storeez.com

Resale –  перепродажа вещей. Во втором значении термин подразумевает перепродажу лимитированных изделий, первоначально проданных по системе дропов.

Bewearcy принимает одежду, обувь и аксессуары в хорошем состоянии и реализует их на Avito, eBay, Depop и других онлайн-ресурсах. Таким образом, клиенту не придется думать о том, как перед продажей привести одежду в порядок, красиво ее сфотографировать, договориться с покупателем – этим занимается команда платформы.  

Rendez-Vous и система переработки обуви

Сеть магазинов обуви Rendez-Vous, вдохновившись примером иностранных ритейлеров, запустила акцию по переработке вещей. За каждую сданную пару обуви клиент получает купон на 500 рублей.

Фото: chaiknet.ru

Конечно, это такой же инструмент по стимулированию сбыта, но хочется отметить, что компания прозрачно показывает, куда именно пойдет обувь. На сайте представлены фотографии, ссылка на  «Дмитровский завод РТИ», который осуществляет вывоз обуви. Он же занимается дальнейшей переработкой и сортировкой. Зная название и фактический адрес партнера, начинаешь доверять компании больше.

Arny Praht и благотворительность

Бренд сумок из Санкт-Петербурга также периодически запускает акции с приемом изделий и предоставлением скидок клиентам. Компания совмещает два направления – ресайкл и благотворительность.

Фото: Arny Praht

Сумки и рюкзаки в достойном состоянии отправляются в фонд «Спасибо», который помогает нуждающимся. Из «отживших свое» производятся вторичные изделия совместно с брендом «99recycle», а неиспользованные модели «грамотно утилизируются».

Бесспорно, подобные предложения являются, в первую очередь, акцией по стимулированию сбыта. Однако крайне приятно, что бренды задумываются об осознанном потреблении и транслируют эти ценности клиенту. Как мы увидели на примерах, направлений повторного использования изделий может быть несколько: переработка, перепродажа, благотворительность. Отталкиваясь от российских реалий и вспоминая H&M, к перепродаже вещей доверия все-таки больше, но все зависит от того, насколько прозрачно бренд транслирует дальнейший путь направления изделия.