«Я не понял спектакль»: как разобраться в современном театре

Обложка:@vlahdum1tru

Порой идёшь в театр и не знаешь, что тебя ждет – разочарование или восхищение. В авторской колонке режиссер, продюсер и актер Артем Аксенов рассказывает, как понять современные постановки и стоит ли уходить из театра, если спектакль не понравился.   

Досматривайте постановки до конца

Принято считать, что нужно уходить со скучного фильма, закрывать неинтересную книгу и бежать с плохого спектакля. Да, хорошее правило, но так вы никогда не поймете замысла автора. Иногда главная мысль, ключ и разгадка отражены в конце.

Я знаю многих, кто уходит  со спектаклей «Коляда-Театра». Также знаю и тех, кто обожает этот театр и не пропускает ни одной премьеры. Да, есть то, что действительно не ваше. Но в любой постановке можно найти близкую вам тему. Не лишайте себя этого. Изучайте, смотрите, давайте шанс.

Пробуйте получать эмоции

Фото: unsplash

Театр сегодня  – это красивая картинка и эпатаж. Все ради того, чтобы удивить зрителя. Поразить масштабом, размахом и дороговизной. Конечно, современный театр провоцирует на то, чтобы вы озадачились каким-то вопросом. Театр сталкивает нас с проблемами, которые мы не хотим замечать или решать. Но попробуйте сначала получать эмоции, а уже потом задаваться вопросами «зачем» и «почему».

Не задавайте много вопросов

Фото: @keaneyefoto

В детстве мы спрашивали: почему трава зелёная, а небо голубое. Приходя в театр, мы тоже хотим задать вопросы, потому что столкнулись с неизвестным. К театру нужно подходить так же, как и к другим видам искусства. Когда вы сидите в филармонии и слушаете Чайковского, вы же не спрашиваете, что хотел сказать композитор или чему он хотел вас научить. Один из принципов понимания современного театра – не задавать вопросов.

Изучайте произведение

Фото: @pgreen1983

Изучите то, на что вы идёте. Режиссеры часто обращаются к историям или фактам из жизни, знать которые необходимо. Например, последний спектакль Кирилла Серебренникова «OUTSIDE», показанный в Авиньоне, посвящен пекинскому фотографу и поэту-самоучке Жэнь Хану. Не зная истории художника, не познакомившись с его работами, вы вряд ли получите удовольствие от просмотра.  

Сегодня актеры уходят на второй план. Театр отражает видение одной личности – режиссера. Например, если вы ни разу не видели постановок Константина Богомолова, послушайте, что он говорит в своих лекциях. Вам сразу станет понятно, интересно вам его творчество или нет. Вы будете готовы к его экспериментам и поймете, зачем в спектакле «Волшебная гора» главная героиня непрерывно кашляет 40 минут.

Смотрите больше спектаклей

Фото: @loubnabenamer7

Чтобы получить от театра все, что он может дать, нужно как можно больше смотреть. Например, для понимания живописи  важно знать биографии художников, имена, стили, эпохи и техники. Чтобы получить удовольствие от оперы, нужно знать композиторов и исполнителей. Порой, чтобы разобраться в чем-то, нужно приложить усилия.