YouTube против телевизора: что смотрят на экранах сегодня

Фото: unsplash.com

Мы давно перешли на YouTube и онлайн-платформы, но журналист «Эха Москвы» Арина Бородина уверена: в ближайшие 20 лет мы все еще будем сидеть у экранов телевизоров. Почему сериалы являются главным звеном программной сетки и сколько еще проживет телевидение – обозреватель рассказала на своей лекции в Ельцин Центре.

Интернет против телевизора

По данным Mediascope, в России пользуются интернетом больше 70% человек, в США — почти 90%. К середине 2019 года мобильный интернет-трафик впервые опередил телевидение в США. Возникает вопрос: российское телевидение ждёт та же судьба?

Фото: unsplash.com

Арина Бородина с 2002 года анализирует архив телевизионных измерений на базе исследований компании TNS Russia, Mediascope и рассказывает об этом на радио. О том, что приковывало внимание зрителей до 2013 года, она написала в лонгриде «Страна Путина и сериалов» на Lenta.ru. Практика последних десяти лет показала, что собирательный портрет телезрителя за это время не сильно изменился.

Что смотрят на «Первом канале»

Тройку каналов-лидеров сегодня составляют «Первый канал», «Россия 1» и «НТВ». Как показало исследование Арины Бородиной, практически все 10 лет на первом месте держится новогоднее поздравление президента на «Первом»: до 2012 года – Дмитрия Медведева, после 2012 года – Владимира Путина.

Фото: unsplash.com

Телеобозреватель объясняет эту ситуацию так: «Путин чрезвычайно популярен у российской аудитории. Неважно, каких мы взглядов, разделяем ли мы политику, которую проводит Владимир Путин в России, – он популярен как бренд. Все его форматы, будь то большая пресс-конференция с журналистами или фильмы с его участием – всё собирает хорошие рейтинги».

«Футбол и дебаты – это честные эмоции»

В 2014 году поздравление президента сместила зимние Олимпийский игры в Сочи, и в 2018 – Чемпионат мира по футболу между Россией и Хорватией. Арина Бородина подчеркивает: «Интернет-трансляции футбола были на «Первом канале», но большинство всё равно смотрели футбол по телевизору».

Фото: unsplash.com

Спикер объясняет этот факт тем, что большие события привлекают к телевизору большое количество людей: «В этом смысле интернет никогда не может сравниться с телевидением – это сила и энергетика прямого эфира. Парад Победы, Олимпиада, футбол, дебаты – это честные эмоции. Можно, конечно, и на YouTube найти новогодний бой курантов, но всё-таки есть привычка включить телевизор и не пропустить наступление Нового года».

Интересно, что эти большие события востребованы у российского зрителя только тогда, когда в них принимает участие Россия. Наглядным примером является «Евровидение»: когда Юлию Савичеву не пустили на международный конкурс, его никто в России и не смотрел.

«Эфиры держатся на сериалах»

Фото: unsplash.com

При этом все эфиры, по мнению журналиста, держатся на сериалах: «Сериалы – это локомотив любой программной сетки. По прежнему зрителю интересна частная жизнь знаменитостей. Фильмы, ток-шоу, новости, сериалы – всё востребовано». В 2010 году в десятке самых популярных передач был сериал «Глухарь», в 2015 году ­– сериал «Тест на беременность», а в 2017 – сериал «Путин» Оливера Стоуна.

Рано хоронить телевидение

На основании данных Mediascope, телеобозреватель «Эха Москвы» утверждает, что у всех телевизионных передач отрицательная динамика. И всё же, Арина Бородина говорит: «Рано хоронить телевидение. Интернет и YouTube – это прекрасно, но, если мы отъедем за 100 км от большого города, там не будет приёма интернета, за него надо платить, там другая скорость, у нас связь не работает. В такой большой стране как наша, к счастью или сожалению, интернет пока развивается. Телевидение все равно остается и средством досуга, и средством информации, и средством коммуникации».

ТВ будет жить еще 20 лет

Фото: unsplash.com

Журналист Андрей Мирошниченко в своей книге «Когда умрут газеты» назвал год смерти печатной прессы – 2035. По мнению спикера, в ближайшие 20 лет телевидение точно будет жить. Как показывают наблюдения Бородиной, аудитория стареет: у категории «45+» интерес к телевизору высокий, а вот у молодежи от 18 до 24 – самый низкий. Телеобозреватель уверена, что в условиях демографического кризиса за зрителя идёт большая борьба: «Последующие поколения с телевизором не останутся. Те, кому сейчас от 18 до 24 лет, еще будут смотреть телевизор, а дальше – уже не уверена».

Сегодня можно с уверенностью сказать одно: найти качественный контент в интернете, и на телевидение можно – стоит только чаще включить критическое мышление.

Анна Шевченко.